АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ТЕРРОРИЗМА

 

 

 

МАХАЧКАЛА

 

2017 ГОД

 

 

 

 

Рекомендации по вопросам реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере профилактики терроризма, предусмотренных статьей 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму»

Разработанные аппаратом Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан (далее - аппарат АТК в РД) рекомендации предназначены для глав муниципальных образований республики, заместителей глав муниципальных образований по общественной безопасности (секретарей АТК в МО, руководителей аппаратов АТК в МО).

 

Представленные материалы носят рекомендательный характер, которые предлагаются к использованию в практической деятельности по организации работы органов местного самоуправления (далее - орган МСУ) в сфере профилактики терроризма в целях реализации полномочий, предусмотренных статьей 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон «О противодействии терроризму»).

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время терроризм является одной из наиболее опасных угроз безопасности и стабильности в мире.

Международный опыт контртеррористической деятельности свидетельствует о том, что решающая роль в обнаружении террористов, их пособников, вскрытии их планов и ликвидации последствий принадлежит обществу, каждому из граждан страны. Именно сплоченная, активная позиция людей, осуждающих терроризм и готовых ему противостоять, способна не позволить рекрутировать в его ряды новых членов.

На сегодняшний день Федеральный закон «О противодействии терроризму» является основным источником национального антитеррористического законодательства и нормативным правовым актом федерального уровня, который закрепил одной из форм противодействия терроризму деятельность органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) (п. «а» ч. 4 ст. 3), поскольку современное понятие терроризма основными его признаками закрепляет, во-первых, цель - воздействие на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями и, во- вторых, способы достижения этой цели - устрашение населения и (или) иные формы противоправных насильственных действий.

В связи с тем, что вопрос о противодействии терроризму носит комплексный характер и является общегосударственной задачей Федеральный закон «О противодействии терроризму» определяет противодействие терроризму как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Позиция федерального законодателя отражает в целом и позицию Президента Российской Федерации В.В. Путина, которая была озвучена 4 сентября 2004 г. на расширенном заседании Правительства с участием глав субъектов Российской Федерации, где Президент России В.В. Путин в очередной раз указал, что противодействие терроризму должна стать в полном смысле общенациональным делом, и потому так важно активное участие в ней всех институтов политической системы, всего российского общества.

Иными словами, противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, реализующаяся в трех направлениях: профилактика терроризма, борьба с терроризмом, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Что касается полномочий в области противодействия терроризму, возложенных на органы местного самоуправления, то эти полномочия были закреплены ранее в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве общей нормы, предусматривающая участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма в границах муниципального образования при решении вопросов местного значения.

В настоящее время федеральный законодатель, в статье 5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму», в целях конкретизации государственно-властных полномочий между органами различных территориальных уровней единой государственной власти в Российской Федерации, уточнил полномочия органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере общественных правоотношений.

 

 

Рекомендации по реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере профилактики терроризма, предусмотренных статьей 5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму».

Для решения вопросов участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма органы МСУ должны руководствоваться следующими нормативными правовыми актами и документами организационно-распорядительного характера:

- Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Федеральный закон «О противодействии терроризму»;

- Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 05.10.2009 г.;

- Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным от 26 апреля 2013 г. № Пр-1069 (с изменениями от 05.10.2016 г. № Пр-1960);

- Закон Республики Дагестан от 08.12.2015 г. № 117 «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Дагестан»;

- Устав муниципального образования.

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» субъектами противодействия терроризму являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы МСУ. Все субъекты должны принимать решения в области противодействия терроризму в полном объеме в пределах своих полномочий и в четком взаимодействии друг с другом.

Для принятия эффективных решений необходима соответствующая информация, наличие сил и средств, следовательно, обладая различной суммой информации, компетенции, не все субъекты в равной степени участвуют в процессе противодействия терроризму.

Органы МСУ участвуют в профилактике терроризма, в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма в границах своего поселения, муниципального района, городского округа.

Деятельность субъектов противодействия терроризму должна быть регламентирована правовыми актами. Нормативная правовая база деятельности субъектов строится в соответствии с принятыми международными нормами и правилами, Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и другими нормативными актами.

Основные приоритеты противодействия терроризму обеспечиваются в соответствии с принципами и целями, закрепленными в Федеральном законе «О противодействии терроризму».

В рамках реализации полномочий в сфере профилактики терроризма и организации деятельности в указанной сфере органы МСУ обязаны использовать все имеющиеся средства и способы противодействия.

Под средствами противодействия терроризму следует понимать органы и институты государства и общества, которые непосредственно используются для предотвращения, нейтрализации и устранения террористических угроз, а также ликвидации их последствий.

Что касается способов противодействия терроризму, то Федеральный закон «О противодействии терроризму» ориентирует все субъекты на приоритетное использование всего арсенала средств и методов защиты общества от опасностей и угроз терроризма.

Всю совокупность способов противодействия терроризму принято делить на три группы:

- по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

- по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно действующему законодательству органы МСУ должны принимать участие в профилактике терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

На сегодняшний день в Федеральном законе «О противодействии терроризму» в статье 5.2 конкретизированы полномочия органов МСУ при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, ранее закрепленных в Федеральном законе от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В целях организации деятельности органов местного самоуправления по противодействию терроризму в муниципальных образованиях республики должен составляться План основных мероприятий по организации антитеррористической деятельности муниципального образования (далее - МО) на следующий год. В плане предусматриваются следующие мероприятия:

- проведение комплексных проверок состояния

- антитеррористической и противодиверсионной защищенности объектов (критически важных, потенциально опасных, жизнеобеспечения и с массовым пребыванием людей) с привлечением специалистов надзорных органов (не менее 30% объектов ежегодно);

- мероприятия по совершенствованию физической защиты и технической укрепленности объектов;

- проведение учений и тренировок с отработкой вопросов

- антитеррористической и противодиверсионной защиты и

- контролировать их проведение на подведомственных объектах;

- проведение мероприятий по профилактике преступлений террористического характера, информационному противодействию и терроризму.

 

 

Информация к сведению:

 

При организации работы по профилактике террористической деятельности следует учитывать, что по всем вопросам местного значения (в том числе, по вопросу участия в профилактике терроризма и экстремизма) органами МСУ должны приниматься муниципальные правовые акты. Это может быть решение собрания депутатов или постановление (распоряжение) главы муниципального образования.